13.02.2023 11:03
Документы.
Просмотров всего: 21627; сегодня: 1.

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Банк России и Федеральная антимонопольная служба рекомендовали указывать условия изменения ставок и их возможные значения тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты по вкладу или кредиту, и не отображать одни параметры менее заметно, чем другие. Потребитель должен сразу видеть диапазон полной стоимости кредита и размер минимальной гарантированной ставки по вкладу.

Об этом говорится в совместном письме регуляторов о раскрытии информации по финансовым продуктам на сайтах банков и других финансовых организаций.

Сейчас некоторые кредиторы стараются не акцентировать внимание клиентов на том, что низкая ставка по кредиту или займу действует недолго и только при покупке страховки или дополнительных услуг. Те же приемы банки используют для продвижения вкладов: указывают ярким и крупным шрифтом высокие ставки и делают менее заметными условия о том, что для их получения надо приобрести дополнительные услуги или что ставка снижается через какой-то период времени.

Такие практики не только вводят в заблуждение потребителей, но и ведут к нарушениям в сфере конкуренции.

Текст документа:

Центральный банк Российской Федерации от 10.02.2023 № ИН-03-59/10

Федеральная антимонопольная служба от 10.02.2023 № АК/9430/23

Кредитным организациям

Микрофинансовым организациям

Кредитным потребительским кооперативам

Сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам

Ломбардам

Информационное письмо о раскрытии параметров финансовых продуктов на сайтах

По итогам анализа информации о потребительских кредитах (займах)1 (далее – кредитные продукты), размещаемой профессиональными кредиторами2 и их партнерами на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайты), и информации о вкладах для граждан (далее при совместном упоминании – финансовые продукты), размещаемой кредитными организациями и их партнерами на своих сайтах, выявлены практики раскрытия информации об условиях финансовых продуктов ненадлежащим образом.

Наиболее часто встречаются практики некорректного информирования о размере процентной ставки: акцентированное указание только минимальной (начальной) процентной ставки по кредитному продукту либо только максимальной (предельной) процентной ставки по вкладу по сравнению с иной значимой информацией, такой как размер повышенной процентной ставки по кредитному продукту в случае несоблюдения определенных требований/условий, ограниченный период действия минимальной процентной ставки по кредитному продукту, необходимость приобретения дополнительных услуг в целях получения возможности размещения вклада под наиболее привлекательную процентную ставку, начисление процентов по вкладу с применением нескольких процентных ставок в разные периоды времени, а также применение различных ставок в зависимости от того, вносятся денежные средства в качестве первоначальной суммы вклада или для его пополнения.

Указанные подходы к раскрытию информации о финансовых продуктах могут приводить к возникновению необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушениям в сфере конкуренции. С учетом конкретных обстоятельств данные действия могут рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также базовых стандартов3.

Учитывая изложенное, Банк России и ФАС России в целях исключения введения в заблуждение потребителей финансовых услуг об условиях финансовых продуктов рекомендуют:

1. В рамках раскрытия информации о финансовых продуктах на сайтах профессиональных кредиторов в разделе, посвященном соответствующему финансовому продукту, равнозначным по размеру шрифтом без использования графических приемов (различий в фоне, цвете и теме шрифта), позволяющих отображать одни параметры (их значения и варианты) менее заметно по сравнению с другими:

профессиональным кредиторам отражать значения процентной ставки по кредитному продукту, а также условия, влияющие на ее размер (например, условие о наличии или отсутствии полиса добровольного страхования), и диапазон полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых;

кредитным организациям отражать все возможные значения процентной ставки по вкладу для граждан, условия и период применения каждого из значений, а также размер минимальной гарантированной ставки по вкладу.

2. Профессиональным кредиторам при раскрытии на их сайтах информации о кредитных продуктах, предполагающих использование заемных средств на цели оплаты приобретаемых у партнеров профессиональных кредиторов, в том числе застройщиков, автодилеров (далее – партнеры), товаров (работ, услуг), обращать внимание потребителей на различия в условиях приобретения у партнеров товаров (работ, услуг) в зависимости от использования для их оплаты средств, предоставленных в рамках кредитного продукта, и провести необходимую работу со своими партнерами в целях раскрытия на их сайтах соответствующей информации о разнице в условиях приобретения4, а также опубликования ими на своих сайтах гиперссылки для перехода на соответствующий раздел сайта профессионального кредитора, содержащий информацию о кредитном продукте.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальных сайтах Банка России и ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель Председателя Банка России Д.В. Тулин

Заместитель руководителя ФАС России А.Б. Кашеваров

1 В том числе обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой.

2 Лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

3 Разработанных в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

4 В том числе имеющихся различиях в цене товаров (работ, услуг), в частности возникающих за счет предоставления партнером скидки при их приобретении с использованием иных кредитных продуктов либо без привлечения заемных средств.  



Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента

Условия ставок по кредитам и вкладам должны быть очевидны для клиента


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14484
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...